round image on layout top

Догма 95


Этот манифест, созданный четырьмя датскими режиссёрами, оказал огромное влияние на мировую кинематографию. Новое движение, названное «Догмой», провозгласило отход от банальной кинематографии, основанной на специальных эффектах и изощрённой технике, — теперь создатели фильмов должны были сконцентрироваться на персонажах и рассказываемой истории.

«Догма» явилась миру благодаря скандалу на Парижской конференции. Некий молодой, неизвестный широкой публике режиссёр встал в ложе, крикнул, что современные фильмы ничего не стоят, и забросал собравшихся десятками красных листовок. Этим человеком был Ларе фон Триер, который в скором времени завоевал себе репутацию одного из самых выдающихся деятелей возрождения европейского кино. Содержавшийся в листовках манифест стал первым со времён французской «новой волны» резким выступлением против фальши и выглаженной эстетики кинематографии, стандарты которой навязал всему миру Голливуд. Сущность самого манифеста не была чем-либо новым: кинокритики уже давно жаловались на недостаток человеческого в перегруженных визуальными эффектами произведениях.

Наибольшее значение имели приложенные к манифесту «обеты чистоты». Подписываясь под этими десятью правилами, режиссёры взяли на себя нелёгкую задачу. «Обеты чистоты» предписывали, чтобы съёмки фильмов были исключительно натурными, вне искусственных декораций и без реквизита. Запрещалась также студийная запись звука и диалогов, что в современном кинопроизводстве является правилом. Если, например, автор снимаемого согласно «Догме» фильма хотел, чтобы какие-либо эпизоды сопровождала музыка, она должна была исполняться непосредственно в момент съёмки. Оператору запрещалось использовать штативы и другие приспособления для удержания камеры — всё должно было быть снято вручную. Это должно было помочь перенесению центра внимания с неподвижной камеры на актёров, которые теперь могли двигаться свободно и не опасаться выйти из кадра. Фильмы должны были быть только цветными, а всякое дополнительное или специальное освещение, равно как и оптические эффекты, также запрещалось. Отсутствие преданного анафеме «внешнего действия» оказало огромное влияние на сюжеты снятых согласно постулатам «Догмы» картин.

Действие фильма могло происходить только в настоящем, что исключало любые исторические или научно-фантастические сценарии. Осталось за бортом и жанровое кино, то есть сценарии не могли быть написаны в соответствии с каким-либо традиционным сюжетом, который позволил бы назвать данное произведение вестерном, детективом или комедией. Фон Триер и Винтерберг основали специальную комиссию, обязанностью которой была проверка соответствия кинофильма всем требованиям, изложенным в «обетах чистоты», что впоследствии подтверждалось особым сертификатом. Провокационное выступление фон Триера на Парижской конференции вызвало интерес кинематографистов, хотя первой реакцией на манифест стало недоверие. Казалось, что в конце XX века фильмы, снятые в соответствии с такими требованиями, просто не имеют права на существование. Однако когда на экраны вышли первые произведения авторов этой группы, недоверие сменилось энтузиазмом.

Четверо малоизвестных вне своей страны режиссёров приковали внимание всего мира к Дании, а слово «Догма» стало неотъемлемой частью лексикона современного киномана. Хотя некоторые считают трогательный фильм Ларса фон Триера «Рассекая волны» произведением «Догмы», истина выглядит иначе. Этот фильм появился в кинотеатрах год спустя после оглашения принципов «Догмы», однако его съёмка была окончена до того, как они были сформулированы. Эта лента не соответствует многим требованиям, выдвинутым в «обетах чистоты» и трактуется только как провозвестник нового движения. Первым сертификат «Догмы 95» получил фильм «Торжество» Томаса Винтерберга. Когда он вышел на экраны, насмешки немедленно прекратились. Оказалось, что требования «Догмы», несмотря на поистине драконовские ограничения, налагаемые на режиссёров, действительно можно полностью соблюсти. «Торжество» — великолепно написанная история семейной трагедии. На шестидесятилетие главы рода съезжается вся семья, и во время громкого торжества старший сын должен произнести торжественную речь в честь именинника. Однако он готовит две речи, и вторая содержит всю правду о мрачных, долго скрываемых семейных секретах, — а затем просит отца выбрать одну из них.

Волнующий фильм вызвал энтузиазм критиков и завоевал главные награды на международных фестивалях, в частности приз жюри на Каннском фестивале. Кроме доказательства действенности «Догмы», картина Винтерберга доказала, что настоящее кино можно снимать не только на целлулоидной плёнке: «Торжество» было снято с помощью цифровой видеокамеры, к которой кинематографисты обычно относятся пренебрежительно. Второй сертификат «Догмы» получил спорный фильм «Идиоты» Ларса фон Триера. Герои «Идиотов» — люди молодые, богатые и хорошо образованные, но в общественных местах под предводительством своего харизматического вожака Стоффера изображающие умственно отсталых, чем вызывают замешательство среди степенных мещан, их страх и агрессию. Цель этой странной игры — обнажить фальшь современного общества. Живущие в одном доме «провокаторы» пытаются отыскать в себе «внутреннего идиота» — это должно приблизить их к «правде о человеке». Ситуация усложняется, когда к группе благодаря случаю присоединяется действительно страдающая, одинокая женщина — Карен.

По слухам, распространяемым самим режиссёром, сценарий был написан за четыре дня, а большинство ситуаций импровизировались. У фильма «Идиоты» было много хлопот с цензурой. В Ирландии, например, фильм был запрещён к распространению, а американские зрители увидели только сильно урезанную версию. Хотя манифест и не навязывал режиссёрам тем и сюжетов, «Идиоты» породили определённую тенденцию: многие последующие фильмы «Догмы» рассказывали об отбросах общества и людях, не приспособленных к нормальной жизни. Стоить отметить, что эта тема интересовала Ларса фон Триера и прежде. Например, в популярном сериале «Королевство» он снял двух больных синдромом Дауна, которые наподобие греческого хора комментировали события в сумасшедшем доме; часто казалось, однако, что «слабоумные» понимают гораздо больше квалифицированного персонала. Картина «Король жив» Кристиана Левринга стала подарком для зрителей, ожидающих от фильмов прежде всего красивого визуального ряда. Это самый зрелищный из четырёх первых фильмов «Догмы», так как его действие происходит на фоне прекрасных пейзажей африканской пустыни. Автобус, везущий одиннадцать туристов, терпит аварию. Единственный шанс выжить — отправить одного из пассажиров за помощью.

В ожидании спасения «жертвы крушения», чтобы убить время, решают поставить шекспировского «Короля Лира». Однако драматические коллизии быстро переносятся из мира пьесы в реальность, и многим теперь предстоит побороться за то, чтобы остаться самими собой — людьми. Фильмы датских режиссёров доказали, что «обеты чистоты» — не обычная провокация и неумная шутка. Однако сохранить верность десяти принципам «Догмы» оказалось нелегко, и в опубликованных «Исповедях» режиссёры признались в нескольких нарушениях этих пуританских правил. Винтерберг для фильма «Торжество» сделал письменный стол, нарушив таким образом запрещение на использование реквизита, отсутствующего в месте съёмки картины, но смягчающим обстоятельством был признан тот факт, что стол был сделан из материалов, находившихся в доме. Левринг в своём фильме использовал технику рассказа, которая состоит в показе прошлого героев — то есть нарушил требование единства времени. В свою очередь Ларе фон Триер снимал в «Идиотах» актёров порнографического жанра, ставших дублёрами в сцене оргии. Впрочем, сам фон Триер никогда не скрывал, что в «Догме» важен дух, а не слепое следование правилам. С момента выхода на экраны произведений датских «догматиков» прошло немного времени, когда множество режиссёров со всего мира выразило желание присоединиться к братству. Первым фильмом «Догмы», снятым вне Дании, стали французские «Любовники» Жана-Марка Барра, ранее сыгравшего у Ларса фон Триера в фильмах «Европа» и «Рассекая волны». «Любовники» рассказывают о бурном романе работающей в книжном магазине Жанны и Драгана, югославского художника. Влюблённые не могут жить друг без друга, но внезапно обнаруживается, что Драган — нелегальный иммигрант, которого преследует полиция. Критики, правда, указывали, что любовь в безобразных панельных домах Парижа, романтические беседы и лихорадочно выкуриваемые сигареты слишком хорошо знакомы по фильмам французской «новой волны», однако нельзя отрицать, что борющиеся с ненужной эстетикой принципы «Догмы 95» придали картине Барра большую достоверность. «Ослёнок Джулиен» поставлен Хармони Корином.

Этот фильм был признан скандальным, его главная цель — эпатирование буржуазии — была явно достигнута. В фильме отсутствует определённый сюжет, он состоит из свободно связанных между собой сцен из жизни — или воображения? — больного шизофренией Джулиена и его столь же ненормальной семьи. Корину даже удалось склонить к сотрудничеству выдающегося немецкого режиссёра Вернера Херцога, сыгравшего отца главного героя. В мире появлялись всё новые и новые фильмы, снятые по канонам «Догмы», однако казалось, что среди критиков и зрителей волна заинтересованности этим движением начала спадать. Ларе фон Триер и Томас Винтерберг отказались от руководства специальным секретариатом «Догмы»: причинами были недостаток времени и слишком большое количество заявок. Однако когда на экраны вышел фильм «Итальянский для начинающих» в постановке Лоны Шерфиг, оказалось, что «Догма» жива. Снятый в строгом соответствии с «обетами чистоты», осыпанный наградами фильм рассказывал о судьбах одиноких людей старше тридцати, для которых вечерние курсы итальянского языка стали шансом выйти из-под влияния родственников, обрести самостоятельность или, наконец, встретить настоящую любовь. Вначале все герои несчастливы — пастор-вдовец, официантка, женщина-парикмахер, пекарь и владелец ресторана, но в конце все они находят своё счастье. Этот необычно спокойный для «Догмы» фильм был номинирован на «Оскар». Было снято множество фильмов, официально признанных соответствующими духу «Догмы 95». Среди них — произведения из США, Швеции, Аргентины, Швейцарии, Италии, Испании, Бельгии; даже Чили и Южная Корея дождались своих кинематографистов-«догматиков». Пока «Догма» завоёвывала всё новых сторонников, её отцы-основатели решили идти дальше по собственному пути. Свод из десяти «заповедей» оказался спасением для перегруженного технологией кино, но чрезмерным ограничением даже для самих авторов манифеста. Цель этих режиссёров — поиск новых источников впечатления, тем более что рождённое ими движение перестало быть провокацией и всё больше напоминает очередной, ставший уже привычным киножанр — а ведь у источников «Догмы» стояла именно неприязнь к жанровому кино.

Догма 95 смотреть онлайн в хорошем качестве




|









bottom r
ound image

footer blue big nice

footertop
right